Архив номеров:

 

Современная библиотека №7 -2017 Современная библиотека № 6 -2017
Современная библиотека № 5 - 2017 Современная библиотека № 4 - 2017
Современная библиотека № 3 - 2017 Современная библиотека № 2 - 2017
Современная библиотека № 1 - 2017 Современная библиотека № 10 - 2016
Современная библиотека № 9 - 2016 Современная библиотека № 8 - 2016
Современная библиотека № 7 - 2016 Современная библиотека № 6 - 2016

Какие кадры решают все?


 

Вопросы  библиотеке

1.      Какие отделы библиотеки наиболее чувствуют недостаток кадров?

2.      Часто ли приходят молодые специалисты на работу в библиотеку? Остаются ли они в ней?

3.      Чем можно заинтересовать молодого специалиста остаться трудиться в библиотеке?

4.      Какими дополнительными знаниями, помимо специальных библиотечных, должны владеть современные библиотекари?

5.      Какие формы обучения наиболее предпочтительны для тех, кто трудится в библиотеке: традиционные курсы повышения квалификации, тренинги, стажировки, профессиональные конференции, семинары, совещания?

6.      Насколько профессиональная пресса, профессиональная литература помогает библиотекарям повышать уровень профессиональной компетенции ?

7.      Если бы у вас была возможность, какие бы профессии вы привлекли для работы в  библиотеке?

 

Алексей Скалабан, БНТУ, Минск
Ответов: 6
Комментарий
Кадры..
Ответ #5 дата : Wed March 10, 2010, 22:48:11
1. Какие отделы библиотеки наиболее чувствуют недостаток кадров?
Комплектование, обработка, автоматизация - выстроил не в порядке важности

2. Часто ли приходят молодые специалисты на работу в библиотеку? Остаются ли они в ней?
Да, очень часто, остается 8 из 10.

3. Чем можно заинтересовать молодого специалиста остаться трудиться в библиотеке?
Интересная работа, рост, деньги

4. Какими дополнительными знаниями, помимо специальных библиотечных, должны владеть современные библиотекари?
Современные библиотекари в первую очередь должны владеть современными библиотечными знаниями, а вот что туда входит, действительно вопрос.

5. Какие формы обучения наиболее предпочтительны для тех, кто трудится в библиотеке: традиционные курсы повышения квалификации, тренинги, стажировки, профессиональные конференции, семинары, совещания?
Смотря какие цели. Если знакомства и контакты - конференция, а узнать что-то действительно новое - тренинги и стажировки.

6. Насколько профессиональная пресса, профессиональная литература помогает библиотекарям повышать уровень профессиональной компетенции ?
Помогает, особенно зарубежная периодика и отечественные 2-3 журнала. Блоги - как зарубежные так и наши, благо их уже много!

7. Если бы у вас была возможность, какие бы профессии вы привлекли для работы в библиотеке?
Аналитики, PR менеджеры, 1 очень крутой программист.
Людмила Ульева
Ответов: 6
Комментарий
О библиотечных кадрах
Ответ #4 дата : Wed December 02, 2009, 18:08:50
1. В прошедшие годы ситуация с кадрами была достаточно сложная, "сквозняк" технических специалистов, а также молодых кадров из отделов обслуживания, был основной проблемой при внедрении автоматизированных технологий и новых форм работы с пользователями.
Но финансовый кризис, оказал положительное влияние на стабилизацию данной ситуации.
2. В этом году кадровый состав программистов остался неизменным и молодые специалисты, которые пришли в библиотеку, работают и по сей день.

3. Один из стимулов для молодых специалистов отделов обслуживания является бесплатное обучение на компьютерных курсах и семинарах. Успешно окончившие обучение слушатели получают именной сертификат программы «Мир безграничных возможностей» корпорации Майкрософт.

4. Наши библиотекари, помимо специальных библиотечных знаний, должны обладать навыками информационного поиска в справочно-правовых системах (почти во всех отделах установлен КонсультантПлюс), уметь создавать презентации о деятельности и фондах своего отдела (презентации демонстрируются на плазменном телевизоре, прикрепленном в холле библиотеки), владеть PR-технологиями.

5. Для повышения квалификации не хватает дистанционного обучения (желательно бесплатного). В 2004-2005 гг. наши специалисты проходили обучение на дистанционных курсах АПРИКТа "Использование Интернет-технологий в деятельности библиотек", а также на курсах Прожект Хармони: "Современная пресс-служба". К сожалению, в последние годы, если предложения о дистанционном обучении и поступают, то его стоимость является существенной для скромных библиотечных бюджетов.

6. Для профессионального развития активно используются такие издания, как "НТБ", "Библиотековедение", "Библиография", "Библиотека" и др. Раз в месяц специалисты различных отделов готовят информационные обзоры, которые представляют всему коллективу библиотеки.Надеюсь, теперь и журнал "Современная библиотека" будет помогать получать актуальные профессиональные знания.

7. Библиотека такое полифункциональное учреждение, в котором необходимы специалисты самого разного профиля: психолог, веб-мастер, дизайнер, консультант по предпринимательской деятельности, юрист, преподаватель и т.д.
Наличие таких специалистов дало бы библиотеке возможность развития в самых различных направлениях и участия в самых разнообразных проектах.
Последняя правка: December 11, 2009, 21:36:41 пользователем lkazak  
Захаренко Марина Павловна
Ответов: 6
Комментарий
Какие кадры решают все?
Ответ #3 дата : Sun November 29, 2009, 17:49:31
1. Современные молодые специалисты достаточно требовательны к организациям, в которые устраиваются на работу. Сложно привлечь и тем более удержать молодых специалистов в библиотеке. Главная причина возникающих сложностей видится в расхождении общественного мнения о профессии с объективной реальностью (одну из актуальных и перспективных профессий часто представляют как нечто застывшее и «покрытое пылью»). Опыт показывает, что более активно молодежь идет на участки работы в библиотеке, связанные с новыми электронными технологиями, рекламной и PR-деятельностью… К сожалению, этим в основном все и ограничивается. Практически не востребована в молодежной среде, конечно же, работа в книгохранении, отделе обработки литературы и каталогизации (рутинная, «скучная» работа). Не очень охотно молодые специалисты приходят на работу в отделы обслуживания пользователей, хотя здесь может быть интересным психологический аспект межличностных коммуникаций.

2. Активная часть современных молодых людей нацелены на самореализацию и саморазвитие, полагают, что у них есть интеллектуальные способности, они ориентированы на карьеру и повышение в должности для них имеет значение. Они мобильны, инициативны, амбициозны, информационно грамотны, стремятся к инновациям и изменениям. Они имеют дело с компьютером и Интернетом. Вместе с тем, они готовы посвящать какое-то время добровольной неоплачиваемой работе, если в их представлении она значима для общества. Таковы результаты многих социологических исследований поколения современной молодежи, проведенные Фондом «Общественное мнение».

3. Чем можно заинтересовать молодого специалиста прийти и остаться трудиться в библиотеке? Наиболее привлекательными чертами работы в библиотеке, на мой взгляд, являются: возможность реализовывать свой личностный потенциал, творческий характер деятельности, свободный постоянный доступ к информации, работа «на людях», активное внедрение новых технологий, гарантии социальной и экономической стабильности. В тоже время пока большинство молодых сотрудников рассматривают библиотеку как временный «трамплин» для дальнейшей карьеры, но в другой предметной области деятельности.

4. Опросы общественного мнения показывают также, что профессия библиотекаря считается социально значимой, но не престижной, виной чему - просчеты в социально-культурной политике государства, незнание людьми конкретики профессиональной деятельности современного библиотечного специалиста. Сегодня работать в библиотеке труднее, чем раньше, но и намного интереснее. Библиотекарю в XXI веке необходимо владеть эффективными информационными технологиями и работая в информационных сетях, он по своим возможностям должен быть адекватен пользователям, а то и превосходить их. Тогда будут профессиональное уважение и самоуважение. Библиотекарям приходится проводить социологические, маркетинговые исследования, обосновывать необходимость получения гранта, продумывать и доказывать целесообразность осуществления конкретных социокультурных программ, следовательно, он должен обладать навыками научных исследований, широким профессиональным и общим кругозором, работая с пользователями. Большое внимание сегодня библиотеки уделяют связям с общественностью, а для этого важно умелое владение маркетинговым инструментарием, знание социальной психологии. Для работы в современно развивающейся библиотеке важны социологи, PR-специалисты, дизайнеры, полиграфисты и, безусловно, инновационномыслящие и ориентированные на профессию собственно библиотечные специалисты.
Для всего этого необходимы новые знания, постоянное повышение квалификации и самосовершенствование.
5. В данном случае любые формы обучения важны по-своему, тем более для молодого специалиста, так как решают различные ситуационные задачи. Конечно же, уровень профессиональной компетенции повышает систематическое знакомство с публикациями в профессиональной печати. Рынок профильной литературы сегодня очень богат и содержательно насыщен, поэтому выбор есть.
Считаю, что большое значение для привлечения молодежи в библиотечную профессию имеет всероссийская программа «Молодые в библиотечном деле», позитивное влияние которой я в полной мере ощутила на себе. В ней комплексно сочетаются привлечение молодых специалистов к участию в крупных профессиональных форумах, возможность публикации их материалов на страницах одноименного журнала, презентация своих идей и проектов через участие во всероссийских творческих конкурсах. Плодотворность такого комплексного подхода к реализации молодежной библиотечной политики подтверждается десятилетним успешным функционированием специальной секции в структуре Российской библиотечной ассоциации.

М.П. Захаренко, заместитель директора по региональным и общественным связям Российской государственной библиотеки для молодежи
Последняя правка: November 30, 2009, 18:53:14 пользователем lkazak  
Качанова Екатерина
Ответов: 6
Комментарий
Какие кадры?
Ответ #2 дата : Sat November 21, 2009, 23:43:52
1. По-моему мнению (из собственного опыта могу говорить об областных по статусу библиотеках) - это такие отделы, как методический, автоматизации. На подходе - библиографический. Методический - потому что хороший методист - это опыт работы + постоянное движение в профессии (т.е. развитие); автоматизации и "иже с ней" - потому что молодые, толковые, мобильные компьютерщики не будут сидеть в библиотеке с 9 до 18 ч. за смешные деньги (умно поступают те руководители, которые оговаривают особые условия с такими специалистами и хорошо, если в этом случае, результаты оправдывают средства). А библиографический - потому, что это - очень важная и специфическая деятельность - библиограф, т.е. обязательно - наличие специального проф. образования. А сколько специалистов-библиографов сегодня обучают и выпускают вузы культуры? Работаем еще за счет специалистов, получивших хорошее проф. образование в прошлом веке! А дальше?

2. Кризис "помог". Приходят молодые (закончившие вузы, и совсем не обязательно по библиотечной специальности, не сумевшие или не захотевшие устроиться по своей специальности, не смогли найти "денежного местечка")...И уходят. Через годик, два, в крайнем случае - через три. Если задержались - значит что-то зацепило. Бывает и раньше уходят - месяца через 2-3: т. е. "входят и выходят".

3. Чем можно заинтересовать остаться трудиться в библиотеке? Мне кажется, в первую очередь, нужно очень явно проявлять и демонстрировать(со стороны руководства)такую заинтересованность в молодых. Заинтересовать молодого остаться в библиотеке можно:
- если он человек творческий - возможностью развивать и реализовывать свой творческий потенциал;
- проектной деятельностью, т.к. это дает хорошие навыки организационной (в чем-то руководящей) деятельности, опять же проект - место для творчества, а его результат - повод для материального поощрения (стимулирующие, премии, да еще и з/п участника проекта);
- возможностью принимать участие в солидных профессиональных событиях - поездить-посмотреть-послушать-поучиться;
- заинтересовать можно, если ставить перед молодыми сложные и интересные задачи, т.е. задавать вектор движения, молодым не хочется скуки, им нужно двигаться.

4. Какими дополнительными знаниями? Конечно, "хорошо рулить" в информационных и коммуникационных технологиях.

5. Мне кажется - тренинги, стажировки, профессиональные конференции. В первом случае - это активная (и эффективная) форма обучения-получения новых знаний, во-втором (стажировки)- обучение-общение (по времени - более длительно, чем тренинг)с опытным наставником в новом для себя месте, в третьем (профессиональные конференции)- опыт и возможность общения с лучшими в своем деле, опыт публичного выступления, расширение своего профессионального круга .

6. Профессиональная пресса - это наше всё! Тем более, что она: и ширится, и множится, и обновляется, и сохраняет свои лучшие традиции, и не обманывает ожидания, и дает новые точки роста, и позволяет сравнивать, и выбирать (для себя) любимые издания. И по финансам - она доступна каждой библиотеке, по сравнению со всеми тренингами, курсами повышения квалификации, профессиональными конференциями и др. формами обучения (см. - выше). Только подпишись,читай-учись и не ленись.Значит, профессиональная пресса и литература помогает библиотекарю повышать свой уровень проф. компетенции настолько насколько он (библиотекарь) - не ленив!

7. ...Если бы была возможность, то хорошо бы привлекать толковых в своем деле юристов,менеджеров и специалистов по маркетингу, психологов, дизайнеров, цветоводов и садоводов (а почему нет?), ... Не плохо было бы, конечно. Для развития библиотеки.
Библиотекарша
Ответов: 6
Комментарий
Ответ на опрос
Ответ #1 дата : Sat November 21, 2009, 21:59:55
1.Мне кажется отделы обслуживания, справочно-библиографические, хранение (особенно в больших библиотеках). Но есть и библиотеки с молодыми отделами обслуживания, т.е это не хроническое заболевание библиотеки...

2.Приходят не часто. Подтолкнул к этому кризис. Молодежи стало трудно искать первую работу после окончания вуза, открыть трудовую книжку сейчас сложно. НО зарплаты низковаты. Зарплаты в московских публичных библиотеках - исключение.

3.Если кто-то в семье материально обеспечивает семью, то всегда молодежь ищет творческой работы. При этом не надо бояться давать высказываться молодежи. Мнение о работе коллектива, библиотеки со стороны нового человека всегда очень ценно. Мы даем право проводить семинары с современными темами-проблемами. Даем ответственную работу по новому направлению. И обязательно учим.

4.Психология, этика, компьютерные технологии на профессиональном уровне, основы дизайна помещения, сайта, PR-технологии.Ну и конечно читать побольше книг и журналов, причем по тематике работы библиотеки (это важно для специальных библиотек).

5. Все эти формы нужны. Они разные, имеют разные методики, разные уровни взаимодействия участников. Но если выбирать - я бы выбрала тренинги, большие конференции и специализированные семинары.

6.Пресса помогает, только зачастую сотрудники сами себе не хотят помогать - мало читают. Часто бывают не в курсе того, что сейчас происходит в профессиональном мире.

7. Психолог (с опытом разрешения конфликтов), юрист, эколог, нянька для детей (родители которых читают в залах книги), дизайнер общего стиля библиотеки(от бумаг до помещений), в детской библиотеке обязательно музыкальные работники и чтецы (которые должны работать совместно), педагоги (просто для встречи, разговора о жизни и проблемах), среди педагогов обязательно хоть один со профессиональным знанием иностранного языка, если есть возможность сделать спортивный зал - нужен тренер-консультант.
Последняя правка: November 30, 2009, 18:50:09 пользователем lkazak  

Написать комментарий/Ответ на опрос

  • Обязательные для заполнения поля помечены знаком *.

Если у Вас возникли проблемы с чтением кода, нажмите на картинку с кодом для нового кода.